УШУ ТАОЛУ

УШУ САНЬДА


Традиционное УШУ


Философи УШУ


Фотогалерея




Как правило, моделирование предстоящих действий спортсмена- единоборца строится на основе представлений о возможных ситуациях спортивной схватки.

Умозрительные модели предстоящих действий бойца являются основным содержанием моделирования. Моделирование строится на основе анализа полученной информации (разведки) и составляет стратегический план боя (Чумаков Е.М., Шашурин И.В., 1986).

Стратегия - это заранее выработанный план боя, учитывающий физическую, функциональную, волевую подготовку противника. Немаловажное значение для стратегического плана имеет информация об антропометрических данных соперника, его излюбленной манеры ведения боя и многое другое, что облегчит выполнение поставленной задачи и сэкономитит время на разведку противника и поиск действенных приемов и способов для достижения победы.

Стратегический план включает в себя в качестве основных компонентов смысловую структуру и проект двигательного состава, применяемого для решения конкретной двигательной задачи. Смысловая структура определяет, что надо сделать для того, чтобы успешно реализовать поставленную перед собой цель.

В зависимости от поставленных целей подбираются наиболее эффективные средства и методы, позволяющие решить поставленную задачу определенным тактическим способом.

Тактика - это совокупность теории ведения боя, технических приемов и способов нейтрализации всех усилий противника и реализации собственного замысла. Тактическая подготовка дает возможность найти правильный выход из положений, возникающих в процессе схватки и объединяет все мероприятия, которые осуществляются в процессе подготовки к соревнованиям на самих соревнованиях (Волков В. П., 1940).

Распространенными средствами тактики во время спортивного боя являются; боевая позиция; перемещения; переносы ОЦТ с ноги на ногу; защита, атака, контратака, выполняемые в особой последовательности для решения общего стратегического плана или отдельного эпизода боя.

По определению Ю.А.Шулика (1988), на первом уровне решения задач, борец должен наметить общий фон действий, генеральное направление. На втором уровне - решить вопрос о создании преимущественного исходного положения ( кинематической ситуации), т.е. навязывание боя в нужном разделе техники и завоевание превосходства в заданном исходном положении (поза, стойка, захват). Третий уровень решения тактических задач схватки заключается в выборе направления проведения приема (выжидание удобной динамической ситуации или ее создание).

Ю.К.Чижов (1971), исследуя эффективность атаки у боксеров юношей, выявил пять групп подготовительных действий перед атакой, классифицировал их в зависимости от способа выполнения и установил, что использование подготовительных действий перед атакой уже на начальном этапе обучения значительно повышает эффективность атаки боксера-юноши.

Одним из показателей тактического мастерства единоборца является частота использования обманных действий в бою, эффективность их распознавания и применения. Этот факт установлен А.С.Мартыновым. Автор считает, что обучать спортсменов эффективному применению обманных действий для подготовки атак и контратак и распознаванию их у противника необходимо на всех ступенях на всех ступенях спортивного совершенствования.

С.Н.Белоусов (1971) различия в индивидуальной манере боя связывал с различиями свойств нервной системы и предложил следующие исходные установки для формирования той или иной манеры ведения боя:

1. для формирования атакующей манеры - овладение собранной боевой стойкой с удерживанием веса тела преимущественно на сзади стоящей ноге; сочетание продвижения вперед с небольшими по амплитуде движениями туловища; тщательная отработка финтов; частое использование повторных ударов левой;

2. для формирования контратакующей манеры - овладение свободной боевой стойкой с удержанием веса тела преимущественно на впереди стоящей ноге; быстрота и ловкость передвижения по боевой площадке в различных направлениях; изучение вызовов противника на себя ложными открытиями с нанесением контрударов.

Понятие "контратака" употребляется при анализе тактики в ситуации противоборства сторон, обусловленной противоположными задачами. Особенность контратакующего вида тактики состоит в том, что она занимает промежуточное положение между наступлением и обороной, так как бойцом решается либо задача отражения наступления противника либо задача перехода в собственное наступление посредством контратаки.

Таким образом, контратака включается в систему наступательных и оборонительных действий. Различия в том, что в первом случае эти действия являются плодом заранее задуманной, подготовительной акции, когда противник провоцируется на атаку; во втором случае контратака вызвана ситуацией, которую создал противник, владевший к этому времени инициативой.

Средствами реализации тактики, которая может характеризоваться как контратака, являются как удары, так и броски, в зависимости от способа соединения с защитой, дифференцируются на ответные и на встречные. В первом случае защита предшествует контрудару, контрброску, а во втором - сопутствует.

Из анализа методической литературы видно, что в процессе обучения новичков контратакующим действиям отводится меньше места, чем другим действиям. Правда, в период совершенствования технико-тактических действий, контратаке уделяется большее время, так как признается равноценность всех технических средств путем их параллельного и одновременного изучения (К.В. Градополов, 1979; Б.Н.Никоноров, 1995; М.И.Романенко, 1975; Г.О.Джероян, 1970; А.И.Булычев, 1959; В.М.Романов, 1979 и др.).

В существующей методике имеются разные взгляды на то, какой контратаке необходимо отдать предпочтение в начальном периоде обучения - ответной или встречной. Соображения о приоритете ответной формы по отношению к встречной контратаке можно найти в работах К.В.Градополова (1979) и М.И. Романенко (1985). У данной точки зрения есть оппоненты, считающие, что наряду с ответной формой контратаки, необходимо одновременно обучать и встречной форме ( А.И.Булычев, 1959; Г.О.Джероян, 1980; Е.И.Огуренков, 1966).

Наибольшее согласие у различных авторов вызывают методические положения о последовательности, условиях и средствах обучения контратакующим действиям (В.М.Романов, 1979; А.И.Булычев, 1965; Г.М.Морозов, 199 2; Б.Н..Никоноров, 1995; Г.О.Джероян, 1970; И.И.Алиханов; В.И.Огуренков, 1969 и др.).

В результате лабораторных исследований, проведенных А.В. Кимом (1981), обнаружено, что в случае успешного выполнения контратаки в двигательном составе действий обоих партнеров, вырисовываются 3 стадии:

1) стадия развития атаки;

2) конфликтная стадия

3) стадия выполнения контратаки.

Выполнение планируемых контратак должно осуществляться не по принципу "чем быстрее, тем лучше", а по типу реакций слежения и начинаться в строго определенные моменты развития атакующего действия.

Основной трудностью, возникающей при выполнении контратаки, является изменение скорости выполнения атаки противником. Чем выше быстрота выполнения атаки, тем ниже эффективность контратаки.

Индивидуальные различия во времени сложных двигательных реакций предопределяют выбор спортсменами-новичками присущей им манеры ведения боя (атакующей, контратакующей, универсальной).

При совершенствовании тактико-технического мастерства новичков в избранной манере ведения боя, их следует обучать широкому арсеналу возможных тактических ситуаций боя, с которыми они могут встретиться в спортивных поединках (Маслаков И.А., 1971).

Каждый атлет обладает определенными природными и частично развитыми функциональными качествами, которые могут соответствовать (или наоборот) приобретенному технико-тактическому арсеналу. Естественно, что в определенный период обучения спортсмен должен получить информацию о закономерностях оптимизации сочетания своих функциональных возможностей с определенным техническим арсеналом и соответствующими методами воздействия на противника, что и определяет его стиль.

Назад На главную страницу Вперед
Все о федерации Российский и областной календарь Клубы федерации Гостевая книга Ссылки на ресурсы по УШУ
Hosted by uCoz