УШУ-Циньда относится к сложным видам спорта и предъявляет
высокие требования к общей и специальной физической подготовленности, к уровню
развития частных способностей, ряда психологических качеств, к степени
совершенствования тактико-технических действий (Туманов А.А., Еганов А.В.,
Неретина Л.А., Князев О.В., Туманов В.А., Сапегин С.С.. 1996).
Техническая оснащенность в единоборствах связана как с
широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбирать и
реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных
ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.
Практика показывает, что убедительные победы в соревнованиях
различного ранга стабильно одерживают те представители современного искусного
УШУ-Циньда, у которых высокое спортивное мастерство сочетается с высоким
уровнем развития комплекса психических качеств, таких как быстрота сложных
сенсомоторных реакций, оперативное мышление, переключение внимания (Кураков Э.М.,
1973).
К сожалению, в практике преподавания УШУ-Циньда закрепляются
методики сужающие вариативность технических действий и, как следствие
тактических определяющих, способность спортсмена к оперативной коррекции
двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Так,
получив очень серьезную школу в сравнительно узком виде деятельности (бокс,
карате-до, дзю-до, тхэквондо и т.д.) представители этих видов спортивных
единоборств в большинстве своем терпели поражения от рукопашников, которые
стояли классом ниже в этом, по сравнению с оппонентом, отдельном виде спорта (
Бурцев Г.А., Малашенков С.Г., Смирнов В.В., Сямиуллин З.С., 1991).
Отсутствие органической связи в преподавании приемов борьбы
и ударной техники является "ахиллесовой пятой" этих методик. В практике
начальной подготовки для успешного ведения боя в УШУ-Циньда уделяется недостаточно времени и внимания обучению экстренным
изменениям действий, а также недостаточным вниманием к совершенствованию
психических качеств, в комплексе позволяющих осуществлять в нужный момент
своевременные изменения (переключения) действий в условиях тренировочных и
соревновательных боев (Супов Б.П., 1983). Известно, что спортивные навыки
формируются по механизму условных рефлексов на основе врожденных способностей
человека к движению по законам развития двигательной памяти. Таким образом,
наиболее рациональные пути обучения УШУ-Циньда на этапе начальной специализации
следует искать в изучении проблемы экстренного изменения технико-тактических
действий бойцов и совершенствовании психических качеств. В методической
литературе этой проблеме отводится мало места, что обусловлено ее слабой
разработанностью.
Кроме этого, в силу сложившихся правил УШУ-Циньда быстрые
переключения от ударных тактико-технических действий к борцовским на ближней
дистанции дают значительный перевес в спортивном поединке. Болевые приемы
приносят чистую победу, в то время как удары, только выигрышные очки, а процент
нокаутирования при равной подготовке спортсменов крайне низок, поэтому изучение
проблемы экстренного изменения тактико-технических действий бойцов при смене
боевой дистанции и обучения им весьма актуально и своевременно.
Рассмотреть и изучить создание благоприятных моментов и
наиболее рациональные способы захвата выгодной позиции в условиях экстренного
переключения тактико-технических действий для успешного развития атаки и
контратаки с целью завершения поединка досрочно при переходе с дальней и
средней дистанции в дистанцию ближнего боя и стало темой данной работы, которая
в конечном результате поможет оптимизировать учебно-тренировочный процесс юных
спортсменов.
|