В процессе технического совершенствования особое внимание
должно быть обращено на зависимость техники двигательных действий от уровня
развития психомоторных функций, непосредственно участвующих
в саморегуляции движений. Точное управление пространственными, временными и
динамическими параметрами движений взаимосвязано с соответствующими
проявлениями психомоторики - специализированными восприятиями, простыми,
сложными и антиципирующими реакциями. Благодаря этому процесс технического и
психического совершенствования идет параллельно. Многократное выполнение
двигательных действий способствует повышению уровня точности и быстроты
психической регуляции движений, который, в свою очередь, становится основой для
дальнейшего совершенствования спортивной техники. Из этого следует важное
положение для практики; специальное и целенаправленное совершенствование
психомоторных качеств приводит к реализации скрытых резервов организма в
отношении технического мастерства спортсмена (Е.Н.Сурков, 1984).
Одним из важнейших методических условий совершенствования
рациональной техники является взаимосвязь и взаимозависимость структуры
движений и уровня развития физических качеств. Соответствие каждого уровня
развития физической подготовленности спортсмена уровню владения спортивной
техникой, ее структуре и степени совершенства ее характеристик - важнейшее
положение методики технической подготовки в спорте (В.Н.Платонов, 1986).
Повышение физической подготовленности требует перехода на
новый уровень технического мастерства и, наоборот - более совершенное
техническое мастерство спортсмена требует подкрепления соответствующей
физической подготовленностью (Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков, 1976).
Уровень педагогической активации, необходимый для высокого
результата в двигательном действии скоростно-силового характера, обеспечивается
состоянием операционной напряженности, которое можно назвать "энергетической
установкой". В связи с усложнением двигательной задачи и, особенно, в условиях
соревновательной деятельности спортсменов УШУ-Циньда, энергетическая установка усиливается за счет эмоциональной
напряженности. При этом отмечается, что наиболее выражена левосторонняя
асимметрия. При выполнении двигательных заданий, требующих пространственной
регуляции, и, значит, актуализации точности установок, в большей мере
проявляется правосторонняя асимметрия, что свидетельствует о вовлечении в
регулирование сложной и значимой деятельности не только иерархических (
вертикальных), но и билатеральных (горизонтальных) мозговых уровней
саморегуляции (Сухарева Н. С., 1996).
Успешности выполнения сложно-координационного двигательного
действия больше способствует педагогическая установка на технически правильное
его исполнение, чем на максимализацию энергетического обеспечения (усилий,
быстроты, гибкости и т.п.), технически совершенному выполнению комбинации
двигательных действий способствуют педагогические установки на контроль за
эмоциональным состоянием.
|