УШУ ТАОЛУ

УШУ САНЬДА


Традиционное УШУ


Философи УШУ


Фотогалерея




Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отмечающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются приемами. Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием.

Любое двигательное действие, как бы оно не было организовано, имеет свою технику выполнения, даже в том случае, если эта техника не соответствует требованиям вида спорта.

Понятия "техника вида спорта" или "спортивная техника" вовсе не то же самое, что и понятия "техника выполнения двигательного действия" или " техническая подготовленность".

Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.

Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно ставить последнего в сложные положения (В.С. Келлер, В.Н.Платонов. 1993).

Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника и вариативностью.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психологической и других видов подготовленности.

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством "сбивающих" факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудования, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность.

В единоборствах, важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в единоборствах. Совершенной является важным показателем результативности в единоборствах. Совершенной здесь может быть только техника, позволяющая маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны с точки зрения достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (А.А. Новиков, 1984).

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действий. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфофункциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет "конечного пункта": она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности (Матвеев Л.П. 1997).

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранять временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острой недостаточностью времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т. п. ( В.Н.Платонов. 1984)

Во всех полиструктурных видах спорта технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен.

В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специальные проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур технико-тактических действий. Поэтому техническая подготовка в полиструктурных видах спорта не только на этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их непосредственно переходит в тактическую подготовку. (Л.П.Матвеев А.Д.Новиков 1976)

Рационально построенный технико-тактический комплекс действий позволяет оптимальным образом связать между собой последовательно применяющиеся локальные действия нападения и защиты в рациональную цепь, обеспечивающую достижение заданного конечного результата с учетом манеры поведения соперника (рис.1).

Рис.1 Пример рационального технико-тактического комплекс действий в вольной борьбе (Petrov, 1994)

Практическую значимость приобретает проблемное обучение движениям, а также методы моделирования, линейного и разветвленного программирования учебного материала, позволяющие эффективно решать двигательные задачи различной координационной сложности. Так, при обучении сложным движениям эффективным является алгоритм разветвленного типа, включающий четыре уровня дидактического материала (учебных заданий), подлежащих усвоению.

Первый уровень содержит задания по структуре и функциям, соответствующих разучиваемому упражнению; второй - учебные задания, необходимые для развития физических качеств, обеспечивающих выполнение движения; третий - задания, формирующие навыки специального назначения (например, в гимнастике - отталкивания,вращения, приземления и др.); четвертый - контрольные задания, которые по обратной связи дают информацию о качестве обучения (В.Н. Болобан, 1990).

Важным методическим положением, способствующим формированию совершенного, стабильного и вариативного технического мастерства спортсменов, позволяющего эффективно действовать в экстремальных соревновательных ситуациях, является использование в тренировочном процессе методов усложнения условий выполнения приемов, деятельности при различных состояниях организма, затрудняющих выполнение действий.

Способами усложнения условий выполнения приемов и действий являются: - ограничение временных отрезков действий; - ограничение или расширение пространственных границ выполнения приемов и действий; - усложнение условий ориентирования в пространстве и времени; - усложнение и расширение вариантов исходных промежуточных и конечных положений, подготовительных действий; - выполнение приемов и действий в непривычных условиях (покров площадки, форма, масса и детали спортивного снаряжения, время суток, климатические условия и др.); - различные варианты сопротивления условного противника; - неадекватные реагирования партнеров и др. (Озолин Н.Г. 1970) -

Назад На главную страницу Вперед
Все о федерации Российский и областной календарь Клубы федерации Гостевая книга Ссылки на ресурсы по УШУ
Hosted by uCoz